Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Дивеевский район
Официальный портал органа местного самоуправления Нижегородской области
Ссылки
ГосуслугиЗаконодательное собрание
Администрация Нижнего НовгородаГородская дума Нижнего Новгорода
Правительство Нижегородской областиПолпред президента в ПФО

О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2009 год и их планируемых значениях на 3-х летний период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваньков Юрий Николаевич

 

Дивеевский муниципальный район

Нижегородской области

 

О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2009 год и их планируемых значениях на 3-х летний период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Подпись__________________

 

                                         Дата______  ____________г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ДОКЛАДУ

 

         Дивеевский район расположен в  юго-западной зоне Нижегородской области. Занимает территорию площадью  83189 га.       Административным центром является с. Дивеево. Оно расположено на берегу реки Вичкинзы, в 180 км от г. Нижнего Новгорода.

      Климат Дивеевского района умеренно-континентальный.       Территория района расположена в лиственно-лесной зоне. Преобладающими почвами являются серые-лесные и   дерно-подзолистые почвы.    Общая площадь лесных земель Дивеевского района составляет 16,6 тыс. га.      По территории  Дивеевского района протекает только одна небольшая речка - Вичкинза.      Водным богатством района, единственным источником водоснабжения являются подземные пресные воды.

   Отличительными особенностями Дивеевского района с точки зрения инвестиционной привлекательности являются:

-         культурно-архитектурное наследие (Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь), который дает возможность развивать бизнес в сфере туризма, торговли и общественного питания, гостиничного строительства и т.д.

-         близость  к г. Сарову,  именно она способствовала  принятию решения о строительстве  технопарка высоких  технологий на базе  научно-технического потенциала РФЯЦ-ВНИЭФ в п. Сатис. Дивеевского района.

   Население района на 01.01.2010  составило  по данным Нижегородстата 15863  человек.    Плотность населения  19 чел. на  1 кв. км.  Район относится к районам со смешанным типом производства.  Одной из важнейших отраслей в сфере материального производства является промышленность, которая представлена в районе  ОАО «Перспектива» -  производство колбасных изделий,  ЗАО «Металлопласт» - производство окон их ПВХ, дверей, ООО  « Дивеевское  молоко»- переработка молока.        

Сельское хозяйство  так же является одной из ведущих отраслей района, продукция  сельского хозяйства занимает значительную долю объема продукции в  сфере материального производства.  В 2009 году в  районе  насчитывалось 10 сельхозпредприятий, в т.ч. 4 из них относятся к категории крупные и средние.

Заметная  роль в экономике района  принадлежит 47 малым  предприятиям, основными видами деятельности которых является торговля и сельское хозяйство.

           Система здравоохранения  представлена 2 больницами,

2 амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 14 ФАПами. На территории района находится детский травматологический санаторий ''Солнечная поляна''.

         

            Общее число муниципальных общеобразовательных  учреждений района в 2009 году составляло 12 единиц, общее число организаций, оказывающих услуги по содержанию детей в дошкольных муниципальных учреждениях 7.

 В сеть учреждений культуры входят  18 клубных учреждений  и домов культуры, 15 библиотек и детская музыкальная школа.

         Система   социального обслуживания населения представлена  ГУ «Дивеевский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов»  и  ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Дивеевского района"

        В  2009 году Дивеевский район  в  рейтинге  городов  и районов  Нижегородской области занял 10 место. Уровень социально-экономического развития района по сумме интегральных показателей блоков индикаторов относительно среднеобластного значения оценивался в  2009 году как высокий.  В 2009 году  по сравнению с 2008 годом  были улучшены следующие показатели:

-Объем валовой продукции сельского хозяйства    в  сопоставимых  ценах  в 2009 году составил  710,7  млн. руб., в том числе  в сельскохозяйственных организациях 553,1 млн. руб., в хозяйствах населения  157,6 млн. руб.,  в 2008 году  477 млн. руб. в том числе  в сельскохозяйственных организациях 322,2 млн. руб., в хозяйствах населения  154,8 млн. руб. Темп роста составил  148,9   %.    Росту валовой продукции сельского хозяйства способствовало использование  элитных семян зерновых культур  в СПК «Верякушский»,   необходимое внесение минеральных удобрений в СПК «Верякушский», ОАО «Суворовский», ООО «Конновское» и других хозяйствах, а так же  применение техники по ресурсосберегающим технологиям.  В результате производительность труда по сельскому хозяйству в 2009 году возросла по сравнению с 2008 г  на 127,9 % .

Оборот розничной торговли  и общественного питания в 2009 году по сравнению  с 2008 г.  увеличился в 1,2 раза.  Это связано в большей мере   с ростом цен, но вместе с тем и с расширением   торговой сети, так в 2009 г. количество магазинов увеличилось на 1 ед., павильонов на 2 ед.,  тонаров на 4 ед.

 В 2009 году  возрос удельный вес  налоговых доходов, собираемых на территории муниципального образования, в налоговых  поступлениях  консолидированного  бюджета области  на 127,8 % по сравнению с 2008 годом.  Налоговые и неналоговые  доходы, собираемых на территории муниципального образования, в налоговых  поступлениях  консолидированного  бюджета области, в расчете на душу населения возросли за соответствующий период на 127,5% .

  Соотношение среднемесячной  заработной платы одного работающего  со среднемесячной заработной  платой по области  (по крупным и средним организациям) составило в 2009 году 76,3%, в 2008 г – 75,5%.

 

                                                                        

  1. I.                  Экономическое развитие

Дорожное хозяйство и транспорт

На территории Дивеевского муниципального района имеется разветвленная сеть автомобильных дорог различной принадлежности общей протяженностью 408 км, из них  дорог с твердым покрытием – 325 км. Дорогами с твердым покрытием связаны в основном  все населенные пункты района. Основной проблемой является большой износ муниципальных дорог, недостаток средств на их ремонт и восстановление.

Дороги местного значения с твердым покрытием на техническое обслуживание немуниципальным и государственным предприятиям  на основе долгосрочных договоров (свыше 3 лет) не передавались.  Существуют договоры сроком на 1 год.

Общая протяженность автомобильных  дорог общего пользования местного значения на конец  2009 года  составляет 34,7 км, в  том числе с твердым покрытием 13,6  км.,  до 2012 года  эти показатели останутся неизменными. Доля  протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием  в общей протяженности автомобильных дорог  общего пользования местного значения  в  2009 году  составила 39,19 % .

Автобусное сообщение  организовано с 30 сельскими населенными пунктами района. Население района обслуживает Дивеевская автоколонна ГПНО «Арзамаспассажиравтотранс». На линии  в 2009 году работало 10 автобусов, обслуживающих 5 местных, 2 междугородних маршрута. В 2009 году данным предприятием перевезено 641 тыс. чел., в 2008 году 716  тыс. чел. Однако это не означает, что поток пассажирских перевозок в районе  снизился,  наряду с Дивеевской автоколонной  пассажирскими перевозками занимаются индивидуальные предприниматели. Население и многочисленные паломники  с удовольствием пользуются услугами частных перевозчиков.

 Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с районным центром в общей численности населения района,  составила в 2009 году 2,54 %. Регулярное автобусное сообщение с районным центром отсутствует у населенных пунктов, где  население малочисленно или  рядом проходит центральная трасса.   К 2011 году доля населения, проживающего в населенных пунктах, не  имеющих регулярного автобусного сообщения с районным центром, в общей численности   сократится до 2,47 %.

 

Сельское хозяйство

В районе  насчитывается 10 сельхозпредприятий, в т.ч. 4 из них относятся к категории крупные и средние..    В связи с принятием закона о  малом предпринимательстве в 2008 году часть  средних сельскохозяйственных  предприятий перешла в разряд малых.

 

Удельный вес прибыльных  крупных и средних сельскохозяйственных организаций в общем их числе в  2009 году составил 75 %.  (1 хозяйство убыточно). С  2010 года до  2012 год  планируется, что  удельный вес прибыльных предприятий в общем их числе составит 80%.  В 2010 году, за счет слияния 3 хозяйств,     будет создано  еще  одно хозяйство,  относящееся к разряду  средних.     

Доля  фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий муниципального района  составила в 2009 году 76,7 %.  В 2010 году этот показатель увеличится на 1,95 %.,  Рост  произойдет   из-за   сокращения общей площади сельскохозяйственных  угодий.

 

II. Доходы населения

 

Основным фактором, определяющим повышение уровня жизни населения, является рост заработной платы.

Процент отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в 2009 году  составил 82 %.  В  2010-2012 г.г. этот показатель  составит 68,86%,  т.к. темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций   составит 113,5% , а темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений 95,4%.  Такой  темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений  объясняется  снижением заработной платы в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в связи с переходом на  нормативное планирование. 

 

  1. III.           Здоровье

 

Учреждения здравоохранения Дивеевского района представлены:     

Дивеевская центральная районная больница,                                                 

 филиал № 1 Глуховская сельская врачебная амбулатория,                                    

 филиал № 2 Ивановская сельская врачебная амбулатория,                                    

 филиал № 3 Сатисская участковая больница.                                      

Фельдшерско-акушерские пункты.

     Развитие районной системы здравоохранения, ориентировано на инновационное развитие Дивеевского района с восстановлением трудового потенциала и профилактической заболеваемости жителей района.         

Общие и приоритетные направления развития здравоохранения района включают         дальнейшее совершенствование материально-технической базы, укрепление кадрового потенциала здравоохранения и улучшение лечебно-профилактической работы по снижению заболеваемости, восстановлению трудоспособности и профилактике         инвалидности.   

      С этой целью планируется:                                                                                   -  реконструкция центральной районной больницы с оптимизацией коечного                   фонда и дополнительным введением стационарно замещающих технологий;         -  развитие и усовершенствование участковой сети района;                             -   введение офисов врачей общей практики.   

       По программе «Здоровье»  в 2009 г.  приобретено медицинское оборудование «Аппарат искусственной вентиляции легких» на сумму 1200 тыс. руб. и прочее медицинское оборудование  на сумму 190,5 тыс. руб.            

      В целях снижения уровня заболеваемости, регулярно проводится работа профилактического направления.  В 2009 г. доля населения, охваченного   

профосмотрами,  превысила 91 % , численность населения, охваченного профосмотрами  составила 4265 человека,  резкий скачек обусловлен в основном тем , что в 2009г. проходила замена водительский удостоверений и это повлияло на  увеличение  количества  профосмотров водителей. С  2010 г по 2012 г планируется  незначительное снижение количества населения подлежащего осмотрам,  т. к. количество работающих на предприятиях района уменьшается.                                                      

          Следует отметить, что в районе сохраняется достаточно  высокий уровень смертности населения. Хотя преждевременная смертность лиц трудоспособного возраста уменьшилась и составила в 2009 г. 40  чел. Структура основных причин смертности населения района не изменилась.              Абсолютно доминируют  болезни системы кровообращения  (инфаркт миокарда, инсульт), на втором месте онкологические заболевания, на третьем месте  смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий.

 Детская смертность в количестве 2 человек в 2009г.  в возрасте до 18 лет связана в первом случае  с онкологическим заболеванием, во втором с  эпилептическим статусом.                                                                 

            Несмотря на то, что в 2009 году был сокращен коечный фонд акушерского (2 койки) инфекционного (2 койки) отделений, эффективность использования коек круглосуточного стационара достаточно высока. Среднегодовая занятость койки в 2009 году -340,17 дней в году.               

           Объёмы стационарной медицинской помощи в 2009 году составили 2,55 койко-дня на 1 жителя, что на  9 % выше запланированного.                  

   На сегодня во всех  коечных отделениях налажена лечебно-диагностическая работа активно внедряются новые схемы и методы лечения, постоянно повышается квалификация руководителей отделений, что позволяет существенно снизить среднюю продолжительность пребывания пациента на койке до 11,09 дней к 2011 году.

        Уменьшение объемов по дневному пребыванию в стационаре на одного жителя с 0,7 койко-дня  в 2008 году до 0,67 койко-дня в 2009 году связано  с сокращением на 5 коек дневного пребывания в Глуховской сельской врачебной амбулатории.                                                                                 

            Перевыполнение плана  объема оказания скорой медицинской помощи обусловлено увеличением количества  вызовов неотложной медицинской помощи  в  период  эпидемии гриппа.         Увеличение количества посещений амбулаторно-поликлинической помощи в 2009 году  связано с   образованием третьего педиатрического участка и  укомплектованностью  участковой терапевтической службы.

В 2009 году  средняя продолжительность  временной нетрудоспособности в связи с заболеванием  в расчете на 1 работающего  снизилась до 14,7 дней.              В 2009 году по  МЛПУ «Дивеевская ЦРБ»  наблюдался рост заработной платы. Среднемесячная заработная плата за отчетный период в целом по учреждению  составила 11327 рублей, в том числе заработная плата врачей -20327 рублей, среднего медицинского персонала -11320 рублей. Это стало возможным в результате перевода учреждения на новые условия оплаты труда.                                                                                                      

   Увеличение заработной платы, увеличение тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, ГСМ, работы и услуги привели к увеличению стоимости единиц объёма амбулаторно -     поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи.              

     В 2009г. стоимость составила:                                                                   

1 койко-дня  в круглосуточном стационаре - 871,47 руб.;                             

1 посещения в поликлинике -224,54 руб.;                                                                  1 пациенто/дня дневного пребывания в стационаре -325,82 руб.;                    

1 вызова скорой медицинской помощи -936,67 руб.                                      

 На  2010 -2012 годы сохраняется тенденция увеличения   стоимости единицы объёма оказанной  медицинской помощи.                  

 Обеспеченность медицинскими кадрами по врачебному звену имеет положительную тенденцию. В 2009 году поступил врач психиатр- нарколог.

Численность врачей составила 18,79 чел. на 10 000 чел. населения, в 2008 году было 17,87.        

    Увеличилась и численность среднего медицинского персонала,  в отчетном году  она составила 84,58 чел на 10000 чел. населения, в 2008 году – 82,54. Укомплектованность средним медицинским персоналом  составляет  100%.          

       Для   снижения стоимости единиц объёма   оказанной медицинской помощи планируется:                                   

экономное расходования фонда заработной платы  за счёт совмещения должностей, замена  дорогостоящих медикаментов более дешевыми аналогами, приобретение  продуктов питания, моющих и чистящих средств и средств хозяйственного назначения по более низким ценам. Экономия энергоресурсов.

                     

IV. Дошкольное и дополнительное образование детей.

 

В   настоящее время  в районе действует  7 детских садов, 2 из них были открыты  в 2009 году: Детский сад № 2 «Солнышко» - в здании бывшего Детского дома, который принял 1 сентября  40 детей и Елизарьевский детский сад «Малышок» на 36 мест, переданный из ведомственного подчинения в муниципальное.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу  и услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы,  в общей численности детей,  от 3 до 7 лет,   в 2009 году   составила  64%. Снижение этого показателя в 2011-2012 годах  обусловлено положительным прогнозом демографической ситуации в районе и недостаточным количеством мест в существующих дошкольных образовательных учреждениях района. Таким образом, уже сейчас появляется необходимость в строительстве нового детского сада в районном центре с. Дивеево.

     В районе действует одно учреждение дополнительного образования для детей. В современных условиях  для привлечения детей в кружки требуется наличие материально-технической базы, соответствующей новым требованиям к организации образовательного процесса.

 

V. Образование (общее)

 

Сегодня в эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление. Школьное образование является одним из решающих  факторов, как индивидуального успеха, так и  долгосрочного развития всей страны.

В  2009 году  в районе действовало 12 школ: 7 - средних, 5 – основных.

МОУ Дивеевская средняя общеобразовательная школа имеет лицензию на право ведения профессиональной подготовки по специальности водитель транспортных средств категории «А», «В», «С», что является актуальным, так как в районе нет  профтехучилища.

На территории района нет школ, находящихся в аварийном состоянии.

В  2009 году в районе обучалось 1524 учащихся. По сравнению с предыдущим годом число школьников сократилось на 25 человек. Тенденция сокращения контингента обучающихся прослеживается и на ближайшие годы.

    Реализация прав детей на образование осуществляется  путем обучения в массовой школе. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в районе работает специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида. В ней обучалось 109 детей. Кроме того, 13 больных детей обучалось на дому и 18 человек – по  очно - заочной форме  при Дивеевской средней школе.

Уровень знаний, умений и навыков учащихся отвечает требованиям учебных программ, что подтвердилось итогами государственной аттестации выпускников 9,11 классов. Девятиклассники сдавали  экзамены по алгебре и русскому языку по новой форме – в виде тестирования. Результаты следующие: уровень обученности -100%, качество обученности -38%.

На протяжении  ряда лет  количество выпускников  наших школ,  поступающих в ВУЗы остается стабильным (около 60%). В  2009 году по результатам ЕГЭ процент поступивших в ВУЗы составил 54%.

Решения многих проблем в школе зависит от профессиональных качеств педагога. В последние годы сложилась система моральной поддержки учительства. Помимо национальных конкурсов педагогов «Учитель года», «Сердце отдаю детям» и другим, создан действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В данном конкурсе за 4 года приняло участие 30 педагогов.

Одним из средств стимулирования профессионального мастерства учителя является аттестация. В 2008-2009 учебном году аттестовано 75 педагогов и руководящих работников, из них 15 человек – на высшую категорию, 50 – на первую, 10 – на вторую. По сравнению с предыдущими годами резко увеличилось количество аттестованных на высшую категорию  (в 5,5 раз).

Благодаря участию в различных федеральных и областных программах укрепляется материально – техническая база  ОУ. На сегодня во всех школах действует сеть «Интернет». За два года за счет федерального бюджета в район поступило 7 оснащенных кабинетов: по физике, химии, биологии, географии и русскому языку, а также 4  интерактивно – программных комплекса. Благодаря  участию в  федеральной программе «Школьный автобус» в 2009 г. получены автобусы «ПАЗ»  для Б-Череватовской средней общеобразовательной школы, для Верякушской основной школы.

При долевом участии в программе по компьютеризации сельских школ за несколько лет  школы района получили около 70 компьютеров.

 Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен от числа выпускников общеобразовательных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене составил в 2009 году  99%. На период 2010-2012 г г. значение этого показателя планируется на этом уровне.

С 2009 года все муниципальные общеобразовательные учреждения  переведены на нормативное подушевое финансирование.

 Количество муниципальных общеобразовательных   в районе - 12, из них с учащимися 3-й ступени обучения -7, из них лишь одна школа с числом учащихся на 3-й ступени обучения более 84 человек.

 Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях района,  в 2009 году составила  3.86  единицы.  Рост этого показателя в 2010-2012 гг. обусловлен уменьшением численности прочих работающих в муниципальных образовательных учреждениях, в связи с оптимизацией сети общеобразовательных учреждений,   передачей котельных,  находящихся на балансе школ, на баланс  МП «Коммунальник» и  выведения за штат школ работников школьных столовых.

 

Средняя наполняемость классов в 2009 году составляла 11.63 единицы. Рост  этого показателя в 2010-2012 гг. обусловлен  реорганизацией сети общеобразовательных учреждений (ликвидацией малокомплектной  Ореховской  основной общеобразовательной школы, перевод  трех средних общеобразовательных школ в основные),  более оптимальной комплектацией классов, с учетом принятых нормативов.

 

 

VI. Физическая культура и спорт

На территории  района имеется 14 спортивных залов, 3 хоккейные площадки и 29 плоскостных сооружений. Спортсмены района принимают активное участие в зимних и летних спортивных мероприятиях. Огромным шагом вперед в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также занятости молодежи в свободное время должно стать строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Дивеево. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом,  в 2009 году  составил 7,68 %, в 2008 году - 6,31% , что на 1,37%  выше уровня 2008 года.  В 2010-2012 г.г.   тенденция увеличения удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом,    сохранится.

 

  1. VII.       Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство района представляет собой сложный и взаимосвязанный социально-хозяйственный комплекс, который в существенной мере формирует жизненную среду обитания населения района.

5 муниципальных предприятий  оказывают  услуги в сфере  водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения и горячего водоснабжения. Управление многоквартирными жилыми домами осуществляют 3 управляющие организации  и  1 ТСЖ.

Общее количество жилых многоквартирных домов по району составляет 356 дома.  В управлении управляющих организаций и  ТСЖ   на 1.01.2009 года находятся 269 многоквартирных дома.

Сложность в управлении и обслуживании жилого фонда представляет его большая изношенность, произошедшая в результате отсутствия капитальных вложений  на протяжении  ряда предыдущих лет. С целью улучшения ситуации район утвердил муниципальную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов на 2009-2010 г.г  и  подготовил пакет документов для  получения средств  из фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства  (Федеральным Законом от 21 июля 2007 года № 185 –ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).  В 2009 году за счет средств этого фонда в районе отремонтировано 8 многоквартирных домов, сумма ремонта составила 12,3 млн. руб. В 2010 году планируется ремонт 6 МКД, на сумму 11,3 млн. руб.

Так же большое влияние на содержание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры района оказывают и такие проблемы, как высокая стоимость энергоресурсов,  задержка  платежей  частью населения за жилищно-коммунальные услуги и нехватка профессиональных кадров в сфере ЖКХ

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирным домом,   в 2009 году составляет 100 %. Администрацией Дивееского района проведена большая разъяснительная работа через средства массовой информации и оказана практическая помощь при проведении собраний собственников жилых помещений по выбору способа управления. Постановлением администрации от 09.08.2007 г. № 194  создан уполномоченный орган по взаимодействию с населением по вопросам управления многоквартирными домами, постановлением администрации от 09.08.2007 года № 193 утвержден порядок участия органа местного самоуправления на общих собраниях по выбору способа управления многоквартирными домами.

В 2009  году  увеличилось общее количество многоквартирных домов, собственники которых должны выбрать способ управления в связи с появлением в многоквартирных домах двух и более собственников, которые в соответствии с Жилищным кодексом выбрали способ управления (в муниципальных домах  граждане  приватизировали квартиры, в колхозном  жилищном фонде - граждане через суд признали право собственности)

 В 2009  году увеличилась доля многоквартирных домов,  выбравших в качестве способа управления управляющую организацию до 69,97%.      Управление товариществом собственников жилья в 2009 году  составило 10,81% от общего количества многоквартирных домов. До 2012 года этот показатель  практически не изменится. Показатель по многоквартирным домам, где граждане выбрали непосредственное управление  с 2010 года до 2012 года имеет тенденцию к росту, так как собственники в многоквартирных домах  блокированной застройки выбрали непосредственное управление.

Процент подписанных паспортов готовности жилищного фонда в 2009 году составил 77 %.  Процент подписанных  паспортов готовности жилищного фонда на протяжении 2010-2012 г.г. будет увеличиваться  в связи с  усовершенствованием системы работы и  получения необходимых навыков. К 2012 году этот показатель достигнет 90%.

 

VIII. Доступность и качество жилья.

 

На территории Дивеевского района строительство жилищных объектов, как многоквартирных жилых домов (с привлечением средств инвесторов), так и индивидуального жилищного строительства ведется в большом объеме и с хорошим качеством.  Однако имеются сложности с нормативными сроками ввода многоквартирных домов по следующим причинам:

1. Жесткие технические условия и долгие сроки оформление технических условий на подключение домов к инженерным сетям, в частности электроснабжение.

2. Отсутствие централизованной канализации в микрорайонах застройки многоквартирных домов. Имеется письмо  территориального отдела территориального управления  Роспотребнадзора  в Нижегородской области о запрете установки выгребных ям.

3. В период строительства возникают сложности с финансированием объектов инвесторами.

Для решения вышеуказанных сложностей администрацией Дивеевского района предпринимаются следующие действия:

1. Оказывается полное содействие инвесторам в получении технических условий.

2. Проводится работа с инвесторами в части сокращения сроков строительства многоквартирных домов.   В результате в  2009 году  доля объектов капитального строительства, по которым не соблюдены нормативные или плановые сроки ввода  в эксплуатацию в общем  количестве объектов капитального строительства  составила 37,5%, на 12,5% ниже уровня 2008 года.  К 2012 году этот показатель должен  быть равным 0.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя,  увеличивается  в 2009 году по сравнению с 2008 г. на  2,7 кв. м. в связи с увеличением ввода жилья, в том числе с учетом проведения технической инвентаризации построенных индивидуальных жилых домов в 2009 году. Соответственно увеличивается площадь всех жилых помещений в муниципальном районе.

Ввод в действие жилых помещений  в 2010 году уменьшится, так как в расчет берется жилье, вводимое согласно разрешения на ввод с частичной  технической инвентаризацией построенных индивидуальных жилых домов. Кроме того в настоящее время имеется тенденция увеличения количества реконструируемых жилых домов.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет составила в 2009 года 2,52 % от общего количества многоквартирных домов.  Разработаны и утверждены графики проведения землеустроительных работ на 2008-2010 год. Администрация Дивеевского района через средства массовой информации доводит до собственников жилых помещений в многоквартирных домах требования закона и разъясняет порядок  формирования  земельных участков. Однако из-за  недостатка финансовых ресурсов в 2009 году  план по проведению кадастрового учета не выполнен.  При наличии финансов  эта работа будет продолжена.

 

  1. VIII.     Организация муниципального управления

 

     По итогам исполнения бюджета за  2009 год в консолидированный бюджет поступило    351 004 753 рубля доходов, в том числе 146 703 520 руб. - собственные доходы.

Уточненный годовой план  2009 г по поступлению собственных доходов исполнен на  100%. Финансовая помощь из областного бюджета поступила в сумме 204 301 233 руб., что составляет 58 % от доходов в целом.

Собственные доходы за 2009 года по сравнению с   2008 года  возросли на 78%. Основной рост собственных доходов произошел  по неналоговым доходам -  в 2 раза  и по налоговым доходам  за счет налога на доходы физических лиц   рост на   73 % , что связано с  увеличением фонда оплаты труда в целом по району  и с изменением нормативов отчислений по НДФЛ в районный бюджет.  

 По видам доходов за 2009 г. сложилось следующее исполнение:

       Налог на доходы физических лиц  за 2009 года   выполнен в сумме  90 630 758 рублей    или 86% к годовому плану.  Не выполнение  произошло по следующим причинам: 

- сложилась по состоянию на 01.01.2010 года  задолженность по предприятиям ООО «Елизарьевское» - 1000.0 тыс. руб., МП «Дивеевское ЖКХ» - 797.0 тыс.руб.,  МП «Тепловые сети» - 625.0 тыс.руб.

- снизился фонд оплаты труда по предприятию ОАО «Перспектива»  по сравнению с  2008 годом на 12%  , это связано с тем, что в январе 2009 года  закрылось  мясожировое производство.

-  не работал в 2009 году  ООО «Дивеевский родник», так как  произошло затаривание складов, а в  ноябре  2009 года предприятие  совсем прекратило свою деятельность на территории района.

     Единый  налог  на вмененный доход   исполнен  на 104%  и составил  6 979 184 руб.    Перевыполнение  произошло  из-за увеличения оплаты по единому налогу на вмененный доход по предприятию  «Нижегородская областная ярмарка».

    Налог на имущество организаций   выполнен на 136 % и составил   1 828 281 рублей. Дополнительно поступил налог на имущество организаций от  предприятий: ООО «Агросистема» -  200 тыс. руб., ОСБ Саровское -232 тыс. руб.

    Земельный налог    выполнен на 74%   и составил  2 573 570 рублей. Не выполнение   связано с задолженностью по  ряду предприятий. Наибольшая задолженность  у  СПК «Верякушский» - 200 тыс. руб. и у  ООО «Ивановское» - 220 тыс. руб.

    Госпошлина   выполнена на 83 % и составила 1380 093 руб.  в том числе:

  - по госпошлине  по делам,  рассматриваемых в судах, исполнение составило  100 %  или  544 774 руб..

  - по госпошлине за государственную регистрацию автотранспорта  исполнение составило 55 % ,   фактическое   поступление в бюджет 690 893 рублей (снижение регистрации транспортных единиц).

      -  по  госпошлине за совершение нотариальных  действий  фактическое исполнение составило 144 425 руб.

   Неналоговые доходы исполнены на 160 %,  фактическое поступление составило 42 747 705 руб.,   в том числе:

  - доходы от аренды нежилого  имущества  исполнены на 85 %, фактическое поступление  составило  752 177 руб., не выполнение   произошло по следующим причинам:

- образовалась недоимка по предприятию ГПНО Арзамаспассажиравтотранс»  в размере 15 000 руб.

- в 2009 году по аренде имущества планировалось заключение новых договоров аренды,  что сделано не было, в результате чего плановая сумма аренды имущества  была завышена и  составила 805 тыс. руб. Фактическое начисление по договорам  составило 752,2 тыс. руб.

   Доходы от аренды земли  исполнены  на 252 % и составили 8 384 835 рублей, перевыполнение объясняется  поступлением  от предприятия ООО «Дивеево -1» в сумме 3 101 068 руб. за 6 лет.

  Доходы от продажи земли    исполнены  на 113 %,  фактическое поступление составило  18 447 331 руб.

   Доходы от продажи имущества  исполнены на  297 %. поступление составило 12 724 000 руб. В декабре 2008 года был продан    МУП « Рынок»,  платеж поступил в январе 2009 года.

       Дополнительно к прогнозу Министерства финансов за  2009 года  получено  собственных доходов 19 983тыс. руб., в   том числе:

-по доходам  от продажи земли     -  15 318 тыс. руб.

-по доходам  от продажи имущества       - 4 665 тыс. руб.                                        

Важнейшей задачей на 2010 - 2012 годы является дальнейшее развитие положительной тенденции роста налогооблагаемой базы и доходов бюджета.

Формирование доходной части бюджета будет осуществляться в условиях стабилизации федерального налогового законодательства и завершения его реформирования по основным позициям. Прогнозируемые изменения налогового законодательства не окажут существенного влияния на общий объем поступлений.

В 2010 - 2012 годах  планируется сохранить единую ставку по налогу на доходы физических лиц, увеличив размер и перечень социальных налоговых вычетов при исчислении налога.

В целях укрепления и дальнейшего развития налогового и неналогового потенциала  планируется  решение следующих первоочередных задач:

- увеличение налогооблагаемой базы и рост налоговой отдачи от налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Дивеевского района

-обеспечение роста доходов от имущественных платежей и сделок с имуществом.

Увеличению налогооблагаемой базы будет способствовать реализация мер, направленных на вывод убыточных предприятий и организаций на уровень безубыточности, а также активизация работы по предотвращению фактов выплаты "теневой" заработной платы и увеличение размера средней заработной платы.

Предполагается продолжить работу по инвентаризации имущества, находящегося в собственности физических лиц,  а также земельных участков, в результате  чего  будет  создан банк данных о налогооблагаемой базе по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в общей стоимости основных  фондов организаций муниципальной формы собственности составляет 0,11% и планируется в 2011 году свести ее к 0, ликвидировав предприятия находящиеся в стадии банкротства.

 Кредиторская  задолженность  бюджетных учреждений Дивеевского района  по состоянию на 01.01.2010 года возросла по отношению к 01.01.2009 на 50,8% и  составила 4223,9 тыс. рублей. Основной рост кредиторской задолженности  произошел в декабре 2009 года,  т.к. были введены предельные объемы финансирования по всем бюджетным учреждениям, по причине не выполнения собственных доходов по отношению к уточненному плану на год.

    Основное место в структуре  кредиторской задолженности занимает задолженность по содержанию имущества -30,9%; 19,6 % - задолженность по материальным запасам (в том числе за медикаменты и продукты питания); 11% - по начислениям на фонд оплаты труда; 7 % - прочие работы и услуги; 6% - по увеличению основных средств (в том числе за строительство  многоквартирных домов НПО «Сура»); 2,4 %- коммунальные услуги.

     На 01.01.10 года просроченной задолженности нет.

     Процесс исполнения бюджета района  организован в полном  соответствии  с бюджетным законодательством. Исполнение  всех расходов  бюджета осуществляется  на базе программного продукта  «АЦК-Финансы». В основу расходования  бюджетных средств взяты нормативы бюджетного  финансирования с учетом  запланированных показателей по сети, штатам и контингентам бюджетных учреждений района. Своевременно и в полном объеме  произведены  все социально-значимые расходы: оплата труда , оплата коммунальных услуг, межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам.

        Расходы      консолидированного бюджета  за 2009 год  произведены  в сумме  374265511 рублей , что составляет 95,8 %  к уточненному плану. Темп роста  расходов к 2008 году составил 114 %.

       Наибольший  удельный вес в расходах консолидированного бюджета составили:

расходы на образование -147673228 рублей (40%);

расходы на общегосударственные вопросы  -47036936 рублей (13%);

расходы на  жилищно-коммунальное хозяйство-52449621 рубль (14 %);

расходы на здравоохранение и спорт -45830306 рублей (12 %);

расходы на  культуру и средства массовой информации -29412491рубль (8%).

          Расходы по отраслям  социальной сферы составили  222916 тыс. рублей или 55 % от общих расходов.

          Удельный вес основных статей расходов по экономической классификации  в общих расходах консолидированного бюджета составил:

-по заработной плате с начислениями - 46,3 %;

-по коммунальным услугам - 6,3%;

-по услугам по содержанию имущества - 6%;

-по увеличению стоимости основных средств -13,5%;

-по увеличению стоимости  нематериальных активов - 5,4%.

     В 2009 году на финансирование объектов капитального строительства  за счет средств местного бюджета направлены  средства в сумме 13937 тыс. рублей.  Основная сумма  израсходована на строительство центра славянской культуры -5463,9 тыс. рублей, строительство  газовой котельной Елизарьевской основной  школы -2574,9 тыс. рублей,   газификацию Дивеевского района-2568,4 тыс. рублей, строительство  очистных сооружений -1719,1 тыс. рублей, строительство спортивного ядра Дивеевской средней школы-801 тыс. рублей.     

           За счет местного бюджета  обеспечена реализация 8 муниципальных программ на сумму 5719,6 тыс. рублей.

         В консолидированный бюджет получены дополнительные доходы в сумме 19983 тыс. рублей, из них 19590 тыс. рублей были направлены на увеличение следующих расходов:

-на финансирование  муниципальных программ («Программа  комплексного развития  систем коммуникаций инфраструктуры Дивеевского района на 2007-2010 годы» - 615 тыс. рублей,  «Развитие агропромышленного комплекса Дивеевского района на 2008-2012 годы» - 4000 тыс. рублей, «Программа энергосбережения Дивеевского района на 2005-2010 годы» - 200 тыс. рублей, «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Дивеевского района  на 2006-2010 годы» -157,3  тыс. рублей);

-капитальный и текущий ремонт бюджетных учреждений-5051 тыс. рублей;

-противопожарные мероприятия -380 тыс. рублей;

-на мероприятия  по подготовке к зиме - 815 тыс. рублей;

-строительство очистных сооружений -1058 тыс. рублей;

-строительство центра славянской культуры - 600 тыс. рублей;

-газификация района -2594 тыс. рублей;

-налог на имущество бюджетных учреждений   -531 тыс. рублей;

-приобретение и ремонт оборудования, дорог   -746 тыс. рублей;

-инвентаризацию  объектов недвижимости, межевание земельных участков  -513 тыс. рублей. 

  Увеличение общего объема расходов бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом в целом   связано с ростом капитальных вложений и получением дополнительных доходов в размере 20 млн. руб.

     Консолидированный  бюджет исполнен с  дефицитом  23 260 758 рублей за счет неиспользованных остатков  на едином счете по целевым поступлениям из областного  бюджета  на исполнение государственных полномочий.  В плане  2009 года  утверждено получение  кредитов от кредитных организаций  в сумме 83240 рубля, потребность в привлечении которых не возникла в связи с поступлением сверхплановых доходов.

                  Администрацией Дивеевского района   были  проведены  мероприятия направленные на увеличение собственных доходов бюджета , а именно:

- активизация работы межведомственной комиссии по предотвращению фактов выплаты «теневой» заработной платы и увеличения размера средней заработной платы в предприятиях, учреждениях и частных предпринимателей, уровень зарплаты которых ниже прожиточного минимума в районе;

- активизация работы межведомственной комиссии по работе с недоимщиками по налогам и сборам по сокращению недоимки  в бюджеты всех уровней (в 2009 году недоимка сократилась на 300 тыс. рублей);

-недопущение создания льготных условий для отдельных налогоплательщиков, в 2009 году отменены льготы по земельному налогу  во всех сельских поселениях района ( экономический эффект -56 тыс. рублей);

-увеличение эффективности использования муниципального имущества (план  по аренде имущества  выполнен на 200%);

-организация отправки налоговых отправлений силами сельских администраций.

  В целях эффективности расходов бюджетных средств:

-утверждены лимиты  расходов на оплату услуг связи, канцелярских товаров и использование автотранспорта в органах местного самоуправления;

-введены предельные объемы финансирования по всем бюджетным  учреждениям (эффект составил -11млн. рублей)

-не допущено увеличение численности  работников бюджетных учреждений и органов местного самоуправления;

-не допущен рост просроченной кредиторской задолженности;

-выдержан норматив  на содержание органов местного самоуправления;

-в целях оптимизации  сети образовательных учреждений была закрыта Стукловская начальная школа (экономия средств в сумме 233,1 тыс. руб.), проведено укомплектование классов большой наполняемостью в Сатисской и Дивеевской образовательных школах (экономия средств-261,5тыс. руб.);

-в отрасли культуры  сокращены 4,5 штатные единицы МОП (экономия средств -72,5 тыс.руб.);

-в отрасли здравоохранения  в течение года проводилась работа по интенсивному использованию коечного фонда, эффективного использования спец. транспорта и транспорта общего пользования (экономия составила 83,9 тыс. руб.);

-проведение конкурсных закупок  (экономия составила  2513,8 тыс. руб.)

    Бюджетная политика в области расходов на 2010 - 2012 годы направлена на сбалансированность бюджета, оптимизацию бюджетных расходов.

Повышение эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых услуг будет обеспечено за счет проведения следующих мероприятий:

- оценка потребности в бюджетных услугах и их предоставление в соответствии с утвержденными стандартами;

- переход на подушевые нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений;

- повышение качества принимаемых районных целевых программ, обеспечение их увязки со стратегическими направлениями развития района, использование механизмов оценки эффективности бюджетных целевых программ и  корректировки объемов бюджетных средств по результатам этой оценки.

       В заключении следует отметить, что муниципальное управление представляет собой  основной элемент общей системы управления в государстве, для которого законодательно определены сферы деятельности, полномочия и ответственность.  Процесс муниципального управления включает изучение и  анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений,  контроль  за их осуществлением.

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»